Схемы резервирования VoIP транка(SIP транка)
Рассмотрим наиболее распространенные варианты резервирования VoIP транка. Все описанное ниже также справедливо для SIP транка и H.323 транка, так как это частные случаи VoIP транка. Обращаю внимание, что различные операторы связи, в зависимости от своих технических возможностей, могут или не могут реализовать описанные в данной статье схемы.
Например, оператор связи ООО ВестКолл СПБ может реализовать любую из описанных ниже схем.
Вариант организации VoIP транка (SIP транка или H323 транка) без резервирования.
Рис. VoIP транк без резервирования
Оборудование на стороне оператора – VoIP сервер, это чаще всего транзитный софтсвитч 4 класса, в наших примерах IP адрес VoIP сервера 100.1.1.1, на стороне клиента IP АТС с адресом 100.2.2.2. Оператор связи ISP(Internet Service Provider) предоставляет услугу доступа в Интернет. Оператор предоставляющий канал VoIP и оператор, предоставляющий SIP транк могут быть разными, тогда, скорее всего, вызовы будут проходить через сеть Интернет. В противном случае, если оператор предоставляет и доступ в интернет и SIP транк, подключение SIP транка через интернет не требуется, оператор предоставляет отдельный не публичный IP адрес(например, 192.168.100.100 из своей сети Интранет) для IP АТС клиента, а публичный IP адрес(в примере 100.2.2.2) или адреса для доступа в Интернет. То есть оператор предоставляет два отдельных порта: одни для интернета, второй для SIP транка. Другой вариант – клиенту выделяется один порт с двумя VLAN для передачи данных и для голоса.
Рис. Разделение трафика телефонии и интернет
Если у оператора есть точка присутствия по адресу, где будет подключаться SIP транк для клиента, но услуга Интернет предоставляется другим оператором, то правильнее подключить SIP транк не через Интернет(внутренняя сеть оператора изолированная от Интернет), а через Интранет сеть оператора что позволит существенно увеличить надежность и качество предоставляемой услуги, а также повысить безопасность, ведь в случае сети Интранет, IP АТС клиента не имеет доступ Интернет.
Схема резервирования перемаршрутизацией на запасные IP адреса. Клиент хочет принимать и получать трафик используя два IP адреса(их может быть больше).
Рис. Резервирование перемаршрутизацией на запасной IP адрес
Например, это две IP АТС в разных филиалах компании, при звонках на номер 78126470011 вызов должен маршрутизироваться на IP 100.2.2.2, если вдруг 100.2.2.2 недоступен, перемаршрутизироваться на IP АТС 2 100.2.2.3 по второму приоритету. Исходящие вызовы с IP адресов АТС 1 и 2 должны быть разрешены для номера 78126470011 на VoIP сервер оператора с IP=100.1.1.1. Таким образом можно подключить необходимое число телефонных номеров и указать на какой IP их отправлять и с какой IP АТС они могут приниматься. Далее, указать на какой IP адрес перемаршрутизировать вызов, если основной недоступен. Также можно настроить циклическое распределение вызовов между двумя и более IP АТС, например, чтобы распределить нагрузку. К примеру при вызове на номер 7812647011 первый вызов будет отправлен на 100.2.2.2, второй вызов на 100.2.2.3, затем следующий снова на 100.2.2.2 и так далее по кругу.
Схема резервирования с двумя интернет провайдерами ISP. Такую схему используют клиенты, которые очень серьезно относятся к бесперебойной работы IP АТС или контакт-центра компании и готовы платить за повышение надёжности таким способом.
Рис. Резервирование вторым ISP
Клиент подключается сразу к двум оператором связи ISP. На IP АТС создаются два интерфейса с IP адресами от каждого из этих операторов. Оператору связи сообщаются эти IP адреса и указывается какой из IP будет основной, а какой IP будет запасным для перемаршрутизации на него вызовов при недоступности основного IP адреса. Например, при звонках на номер 78126470011 вызов должен маршрутизироваться на основной IP 100.2.2.2 оператора ISP 1, если вдруг 100.2.2.2 недоступен, перемаршрутизироваться на АТС 2 с IP 101.2.2.2 по второму приоритету на оператора ISP 2. Исходящие вызовы с IP адресов АТС 1 и 2 должны быть разрешены для номера 78126470011 на VoIP сервер оператора с IP=100.1.1.1. Таким образом, достигается надежность SIP соединения, в случае аварии у основного оператора. Единственная неприятность заключается в то, что при аварии у первого оператора все активные вызовы будут разорваны. Но уже новые вызовы пойдут по запасному маршруту.
Схема резервирования потока E1 при помощи VoIP транка(SIP транка). Кстати, схему можно использовать и наоборот – резервировать SIP транк потоком E1. Для реализации такой схемы у оператора связи должна быть своя городская станция(на рисунке городская АТС), на которой и выполняется перемаршрутизация в случае недоступности через SIP транк или наоборот через поток E1.
Рис.Схема резервирования потока E1 при помощи VoIP транка(SIP транка)
Схема работы следующая: на ISDN коммутаторе настраивается основной маршрут — VoIP транк или поток E1 и перемаршрутизация на резервный маршрут. В нашем случае, основной маршут – поток Е1, запасной маршрут — VoIP-транк. Если поток E1 “отвалится”, автоматически сработает перемаршрутизация на запасной SIP транк. Подобную схему можно реализовать по-другому, если резервируемая АТС не поддерживает VoIP технологию, назовём её «цифровая АТС». Например, эта АТС имеет два потока E1. Первый поток уже подключен к городской АТС, а при помощи второго требуется зарезервировать первый поток. Для этого можно установить транковый шлюз SIP-E1 и подключить его ко второму потоку Е1. Например, в качестве такого шлюза может выступать Yeastar TE100, статья о шлюзе доступна по этой ссылке.
Рис. Схема резервирования цифровой станции при потому SIP-E1 шлюза
Ну и последний вариант реализации схемы – установка шлюза SIP-E1(также это может быть и плата с потоками E1, такие платы широко распространены для IP АТС Asterisk) для преобразования E1 в SIP транк на “последней миле”.
Рис. Схема резервирования IP АТС путем преобразования E1 в SIP на последней миле.
Конечно, это далеко не все схемы, которые можно придумать и реализовать на практике, но приведенные примеры покрывают основные рабочие варианты резервирования при помощи IP-телефонии.
Похожие материалы:
Tags: H.323, IP PBX, IP АТС, IP-телефония, SIP, SIP PRI, SIP trunk, SIP транк, SIP шлюз, VoIP TDM
«Например, оператор связи ООО ВестКолл СПБ может реализовать любую из описанных ниже схем.»
— а может и не реализовывать и больше недели оставлять своих клиентов без связи в питере. Или этого нет в анналах истории?